воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Закончила дистанционный американский курс

Закончила курс офиса ИТ в Сан-Диего, не заезжая в Калифорнию (к сожалению ;)!
7 недель длился бесплатный курс, который я решила пройти, чтобы увидеть изнутри, как строится зарубежный дистанционный курс. Тема не слишком сложная - Digital Literacies II (Цифровая грамотность - 2я часть), но рассчитана именно на работников образования. Это тоже интересно: что должны уметь учителя детей и учителя взрослых "по модели СанДиего".

Курс, как принято у американцев, чисто практический: осваиваем конкретные интернет-сервисы и обсуждаем, как их применять на практике. Занимались в оболочке Canvas на http://learn.canvas.net (на English, конечно). Вот замеченные особенности курса:
  • При регистрации необязательно указывать место жительства, но обязательно: часовой пояс ;) 
  • Для получения сертификата имя, фамилию указывать нужно, но другие студенты увидят вас под любым ником. При этом переписываться внутри оболочки, конечно, можно. А вот внешние адреса и ссылки можно и не давать никому, кроме преподавателя. Аккаунт Гугл требовался. И интересно, что рекомендуется желающим для регистрации на необходимых веб-сервисах использовать "одноразовые адреса эл. почты" ;)
If learners do not wish to use an established email address to sign up for services demonstrated and required for this course, they may use dispostable.com or mailinator.com to create publicily accessible 'throw-away' emails to use.
  • Каждую неделю проводились вебинары, кот., впрочем, были необязательны. Основной инструктивный материал давался в виде скринкастов с показом, как работать с тем или иным веб-сервисом. Конечно, на вебинар можно было приходить как на консультацию. (Кстати, проводились они в Adobe Connect). Но тихоокеанское рабочее время с нашим - 13 часов разницы, поэтому, попробовав один раз дождаться вебинара в 2 часа ночи, я больше такой потребности не испытывала ;)
  • Инструкции на скринкастах (видеороликах) преподаватель Emil давал короткие, ёмкие, без излишеств.
  • Оболочка дист. обучения Canvas довольно удобная, хотя меню избыточно. Д.б. установлен Java, Flash и Adobe pdf просмотрщики.
  • Учебный план был заявлен подробно на весь курс, хотя материалы и задания новой недели открывались только после выполнения предыдущей недели. Были прописаны технические требования и информация о получении помощи. Всё предусмотрено в самом начале.
  • Была проведена "ориентация" в оболочке и загрузка пробного задания. Что впечатлило: пробное задание было для создания текста из 2 фраз, кот. д. б. соответствовать 3 критериям!
  • За весь курс было всего 3 теста, но еженедельно: 1-2 задания на создание продукта на веб-сервисе + задание по написанию в форум мнения о применении этого сервиса в педпрактике. 
  • Сразу, как обычно в штатовских курсах, был прописан
    % выполнения тестов, заданий и итогового проекта для получения сертификата.  
  • Выполнение заданий другими студентами не показывалось, а вот на форуме дискутировать можно было о применении средств сколько угодно. Но требование к тому, чтобы пост был от 150 до 500 слов должно было выполняться неукоснительно! К комментариям никаких требований не было. 
  • Пару раз желающим предлагалось поделиться своими разработками. Таковых желающих находилось мало. Но в описании курса заранее было оговорено, что комментарии к работам сокурсников должны содержать только конструктивную критику.
Зная по году обучения в Штатах, чёткость требований американцев, я соблюдала их полностью: особенно по срокам и по формату продуктов и по объёмам высказываний. Некоторые американцы были слишком многословны - не знаю, засчитывали ли им эти задания. Один раз удостоилась восхищённого письма преподавателя, а 2 раза он позволил мне доделать загруженные вовремя задания позже, сделав небольшие замечания.

  • Что касается строгости проверки заданий - она замечена не была, так что 3 минусовых балла я получила только в тестах, особенно по теме лицензий Creative Commons.
  • В группе было человек 30 в основном из США, также из Англии, Австралии, Аргентины и одной восточной страны. По форуму можно было увидеть некие различия в подходах к применению ИКТ, но не слишком существенные. На мои редкие комментарии авторы отвечали с охотой. Запомнилась разнообразными примерами дискуссия о применении карт Гугл и Google Earth. 
  • Мне показалось, что, несмотря на входные требования, уровень ИКТ-компетентностей в группе был довольно различным. Удивительно, но некоторые американцы и англичане ещё не имели большого опыта с сервисами Веб 2.0
  • Полезным было одно из первых заданий - по интернет-безопасности. Необходимо было сочинить кейс, с помощью которого сподвигнуть учеников задуматься над поведением в Сети и связью этой виртуальности с реальностью. Привожу критерии оценки этого гипотетического сценария.
  • Был приведен и алгоритм поведения учителя в случае киберзапугивания его ученика! Опишу это позже отдельно, т.к. схему надо перевести на русский.
  • Правила Fair Use были описаны, конечно, для США и они очень строги по использованию сторонних компьютерных продуктов. 
  • !Интересный момент был вскрыт педагогом в теме заведения ученикам аккаунтов, необходимых при использовании многих веб-сервисов. Был рекомендован (но не для всех случаев!) приём Plus Addressing: оказывается в почте Gmail можно в префиксе использовать знак "плюс" + и почта с адресов вида username+studentname@gmail.com будет попадать в почтовый ящик username@gmail.com. Было подчёркнуто, что это - неоптимальный метод, но в некоторых случаях возможный. 
  • Узнала новый для себя термин: Freemium. 
  • В ходе курса было создано 12 продуктов. В некоторых случаях была возможность выбора их предложенного списка. Новизны в сервисах для меня было не так много, но попрактиковаться и со знакомыми сервисами не оказалось лишним. Мне понравился сайт для бесплатного создания "листающихся книг"http://www.flipsnack.com.
  • Моя итоговая работа, как и требовалось, опубликована в свободном доступе - это скринкаст как представление своей презентации на тему понятия Digital Literacy. На Ютьюбе есть проблемы с автоматическим созданием субтитров видеоролика. Пришлось заносить их вручную. 

ИТОГ: курс порадовал по-американски чёткостью требований и работы преподавателя, утомил автоматической рассылкой системой дист. обучения напоминаний, не порадовал ночным временем вебинаров и, конечно, опять удивил. Удивил присущей американцам практичностью, но отсутствием ОСМЫСЛЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ изучения именно предложенных сервисов и насколько В ПРИНЦИПЕ такой подход в обучении с использованием разношёрстных ресурсов эффективен. Правда, дискуссия по сравнению LMS и сайтов с блогами была, но выводов или обобщений за дискуссиями не следовало. 

Не было никаких отсылов к теоретическому осмыслению этих вопросов. Так что желающим освоить практические умения - виртуальный путь за океан, хотя на родном языке это делать лучше ;) А вот обдумывать, зачем всё это нужно и насколько необходимо, придётся самим ;)). Прощаюсь заработанным бэджиком и сертификатом.


5 комментариев:

  1. Людмила Александровна! Спасибо за подробный рассказ о курсе. Заинтересовалась "листающимися книгами", буду осваивать и попробую своих коллег обучить)

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила Александровна! Сервис "лист. книг", подобный упомянутому Вами -http://www.calameo.com/ - прост и приятен в обращении (листает не только книги, но и презентации). Спасибо за пост, после разговора с Вами, я присматривалась к этому курсу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не спорю, просто по заданию нужно было один из заданных сервисов использовать.

      Удалить
  3. Спасибо, замечательный пост! Появились вопросы:

    1. Высылают ли бумажный сертификат?
    2. Этот сертификат признается в России?
    3. А на каком сайте можно посмотреть список курсов, и как проходит выбора и записи на курсы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Электронный, хотя наверняка американцам, кот. курс может засчитаться за неск-ко кредитов, высылается бумажный (у них и почта как часы работает ;)
      2. Офиц. нет, но в портфолио положить можно и получить какие-то баллы ха это (раб. образования).
      3. На https://www.canvas.net/ Сейчас курсов MOOC - массовых онлайновых бесплатных курсов много и найти несложно.

      Удалить